200 лет назад…

16 мая 1812 года, главнокомандующий дунайской армией, светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский подписал в Бухаресте мирный договор, по которому Бессарабия, отошла к Российской Империи.

Прошел 201 год!

Вид крепости Аккерман со стороны Днестровского лимана. Вторая половина 1790-х. Из собрания Русского музея

Принадлежит этот, один из самых старых пейзажей Аккермана кисти Михаила Матевеевича Иванова, офицера Генерального штаба, военного «рисовальщика», состоявшего при фельдмаршале Григории Потемкине более 12 лет.

Аккерманский цинут после присоединения оказался почти безлюдным. Еще в 1770 году 12 тысяч татаров-нагайцев были выселены русскими из пределов Бессарабии. Во время войны 1806-1812 годов оставшиеся 5 тысяч были переселены в Крым и южная Бессарабия оказалась совсем пустынной.
Крестьяне, пользовавшиеся при прежнем режиме личной свободой, опасались, что с присоединением Бессарабии к России, крепостное право будет введено и здесь. Во время русской окупации 1806-1812 года крестьяне целыми селеньями начали разбегаться, уходя на правый берег Прута, в Молдавское княжество…

Русский писатель, художник, историк, географ, коллекционер Павел Петрович Свиньин написал в 1816 году:

Жителей в Бендерском цинуте считается 3.893 семейства, кои состоят: из молдаван, малороссиян, русских, болгар, греков и евреев. Первые четыре нации суть бирники или казенные поселяне, а последние две принадлежат к купеческому и мещанскому сословию.

После выхода из здешнего цинута турок и татар остались разоренные их селения совершенно пустыми, ибо и самые християне, коренные жители, во время военных действий находились в бегах и возвратились уже при открытии в области российского правительства на прежние свои жилища; другие же избрали для поселения удобнейшие места к хлебопашеству и скотоводству на жительство в Бендерском цинуте, из других мест здешней области и из смежных губерний, сдозволения правительства, разные вольных состояний люди и отставные российские чиновники нижних классов, польские шляхтичи и молдавские дворяне.

Кроме того, при табунах лошадей, пасущихся в здешних степях, проживают по паспортам поданные других держав, как-то: австрийцы, турки и молдаване.

Аккерманская крепость любопытна не столько высокими стенами своими, сколько рвами чрезвычайной глубины, выложенными огромными камнями… Цитадель, построенная римлянами, отличается удивительной крепостию мастики, которою столь крепко соединены кирпичи с гранитом, что скорее можно изломать гранит, чем отделить кирпичи один от другого.

Аккерманская крепость взята была три раза российскими войсками без всякого кровопролития. Сначала графом Румянцевым, потом Потемкиным, и наконец, генералом Хитровым. Причиною такой сдачи крепости, которая могла бы еще долго держаться, должно полагать наиболее то, что она защищаема была турками, имевшими свои хозяйственные заведения в форштате, который сделался бы первою жертвою их упорства.

Для защиты крепости по настоящему ее положению, гарнизон должен иметь не менее двух тысяч человек, ныне же крепостные караулы содержатся баталионом охотского полка, квартирующим в форштате, и 56-ю артиллеристами, кои живут в крепости.

Значительных зданий в крепости почти никаких нет, кроме турецкой каменной мечети, занимаемой ныне под склад провианта, а прочие строения, оставшиеся после турок, большею частию состоят из плетневых или земляных домиков, крытых камышом, в коих помещаются комендант, инженерный и артиллерийский начальники с их управлениями, гоубвахта и сарай для складки разных крепостных вещей; в цитадели находятся две связи казарм для артиллеристов, инженерной команды и ведомства их арестантов. Сверх того, есть артиллерийская кладовая в особенном замке и довольно обширный каменный магазин для их провианта.»

В форштате находятся три церкви: две греко-российские и одна армянская. Российская помещена в турецкой мечети и во имя Казанской Божьей Матери освящена при вступлении российских войск, а греческая во имя Иоанна Сучавского, весьма древняя и построена, как говорят, генуэзцами. Близ оной небольшая каменная часовня, в которой хранились мощи великомученика Иоанна Сучавского, пострадавшего здесь за веру христианскую 182, перевезенные отсюда в Сучаву по повелению II римского Императора Иосифа. Армянская церковь также древняя.

Ныне болгары на вновь отведенном месте для форштата строят каменную церковь.

Домов, в том числе и землянок, считается 592, лавок 46. Общественных или казенных зданий никаких нет.

Жителей в городе Аккермане мужеского и женского пола полагается 4.112 душ; они состоят большею частию из армян, греков, русских, малороссиян, поселившихся здесь еще до войны с Турцией, и, наконец, в небольшом количестве из евреев. Если население Аккермана и умножилось несколько выходцами из-за границы, зато иностранное купечество и промышленники большою частию удаляются отсюда со времени закрытия здешнего порта.

Поелику здешние жители не разделены еще на классы, то все они ничто иное суть как мещане, а при новом образовании области, конечно, многие из них поступят в гильдии, судя по их капиталам.

Главная промышленность жителей состоит,
1-е, в торговле внутренней и заграничной солью, добываемой из соленых озер;
2-е, в обрабатывании виноградных садов и продаже вина в самой Бессарабии и за Днестром;
3-е, в хлебопашестве и скотоводстве, отправляя арнаутку и овец в Одессу;
4-е, сверх того, торгуют в городе разными красными и бакалейными товарами, получаемыми из Одессы, Кишинева и Измаила;

несмотря на все обстоятельства – уничтожение порта, ослабившее здешнюю промышленность и торговлю, оная и теперь ежегодно простирается до полумиллиона левов. Жители хотя и занимаются рыбною ловлею, но сей промысел весьма маловажен, потому что рыбакам, со времени бывшей в Одессе и здешнем краю заразы, не позволяется выезжать в море. Многие жители занимались напред сего мореплаванием, но по уничтожении порта продали они суда свои, только некоторые содержат перевозные лодки для доставления через лиман в Овидиополь соли, пшеницы и других продуктов. Из рыб ловятся здесь: стерляди, судаки, щука, сарай, севрюга, а иногда попадаются осетры, белуга, камбала, кефаль и скумбрия.

Имущество жителей, кроме домов и наличных капиталов, состоит в хуторах на городской земле, в фруктовых и виноградных садах, коих, исключая турецких, считается до 300, и столько же сих последних, принадлежащих городу.

В казну никаких податей наличными деньгами с жителей не собирается, а только на общественные расходы вносят каждый по своему состоянию и с общего согласия определенную сумму.

При турецком правительстве собиралось биру с каждого семейства по 3 лева в год. Сверх того платили: с вина от бочки 200- и 250-ведренной по 1? лева, да за добываемую соль по 4 пары от килы. Прочие, ныне положенные по откупам сборы, в то время не существовали. Из заводов находится только один кожевенный, принадлежащий греку Кальфе, на котором выделываются сафьяны и опойки в весьма незначущем количестве; но многие из обывателей занимаются по домам обрабатыванием шелка, коего ежегодно приготавливается на продажу до 500 ок.

При полиции состоит 6 чиновников: полицмейстер, частный пристав, два квартальных надзирателя, письмоводитель, помощник письмоводителя, переводчик для азиатских языков и 14 человек десятских. Пожарных труб и других полицейских принадлежностей не имеется.

Перенесение форштата весьма тягостно для жителей, тем более что в первой линии не позволяется строить ни каменных домов, ни погребов, а потому производится оно весьма медленно и успех в сем деле сомнителен, если не откроется новый порт в Аккермане. Город сей имеет большие удобства для производства торговли, находясь, так сказать, в средоточии Бессарабской области. Доказательством тому служит то, что во время турецкого владычества торговля в Аккермане была весьма важна и ежегодно приходило здесь в порт сей из Турции с грузом и балластом до 2.000 судов разного рода для вывоза не только бессарабских, но и молдавских продуктов. Валий, т. е. таможенный чиновник, по обычаю турецкому, платил в казну от 60.000 до 70.000 левов в год до взимания с товаров известной пошлины – по 3 лева со ста.

Гравюра из книги П. Н. Батюшкова "Бессарабия". Копия с акварельного рисунка, находившегося в 1892 году в Одесском музее древности

Пост от damla

опубликовано мая 24, 2013.
Просмотров. 865 views Times so far.

Поиск по сайту

Навигация



http://matureamateur.us/