Аккерман — Овидиополь. История переправы через Днестровский лиман

Идея организации регулярной пароходной переправы через Днестровский лиман между Овидиополем и Аккерманом берет свое начало в 1838 году. Первоначальная цель: оживление промышленности этого края, в целом, и содействие увеличению сбыта соли из Бессарабских озер, в частности. Итак, в ноябре того же года было принято решение: железный пароход для этой переправы, а в то время большинство пароходов были деревянными, заказать в Англии, что и было сделано. Назвали пароход «Граф Воронцов», и с марта 1840-го года он начал регулярно курсировать между Аккерманом и Овидиополем. Рейсы стали популярными, в течение всего дня пароход на якорь не становился. На пароходе перевозились пассажиры, а на буксируемой им барже: повозки, лошади, товары и скот. Время в пути составляло один час.

Для обеспечения бесперебойной переправы в январе 1842 года бессарабский и новороссийский генерал-губернатор счел необходимым ходатайствовать о заказе второго парохода, который бы буксировал баржи в нижнем течении Днестра. Ходатайство удовлетворили, и в июне того же года был заключен контракт на постройку второго железного парохода с английской судостроительной компанией «В. Фербеин и К°». Сборку парохода на этот раз решили производить в России.

Пароход, в последствие, получил название «Днестр». Ширина «Графа Воронцова», равная 4.9 м, осталась неизменной и для «Днестра», а вот длину было решено увеличить с 24.4 до 30.5 м. Водоизмещение составило 117.5 т. На нем установили две паровых одноцилиндровых балансирных машины общей мощностью 40 л. с. и два паровых котла.
6 февраля 1843 г. на только что построенный в Англии пароход «Крым» были погружены части парохода «Днестр», успешно прибывшие в Одессу 12 марта. Для сборки «Днестра» была сооружена капитальная стапель в Одессе, около портовой таможни. К 1846-му году пароход был построен.
В марте 1846 г. пароход «Днестр» под командованием Г. Михновского убыл в Днестровский лиман, и сразу же стал совершать рейсы по лиману и в нижнем течении Днестра. Пароход «Граф Воронцов» некоторое время еще оставался на линии Овидиополь — Аккерман, но вскоре его вывели из эксплуатации, а все перевозки между Аккерманом и Овидиополем осуществлял только пароход «Днестр». И только в 1851 г. ему на помощь был прислан новый железный пароход «Граф Воронцов». так же построенный в Англии
Для перевозки пассажиров на пароходе «Днестр» имелись каюты: в кормовой части для четырех пассажиров 1-го класса, в носовой — для восьми пассажиров 2-го класса. Товары, повозки, лошади и скот помещались на буксируемой пароходом барже. Каждый пассажир имел право бесплатно провозить 32 кг багажа, а сверх того багаж оплачивался отдельно.

.

Большая часть пароходов Новороссийской пароходной экспедиции, к которой принадлежали и «Граф Воронцов» и «Днестр», была утрачена или стала непригодной для дальнейшей эксплуатации во время Крымской войны 1853-1856 г. г.
В 1857 г. оставшиеся пароходы были переданы, с возмещением их стоимости, новой пароходной компании на Черном море — Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ). Комиссия, принимавшая и оценивавшая их, признала машину парохода «Днестр» пригодной к эксплуатации в течении 22 лет.

Но при внимательном осмотре корпуса комиссия убедилась, что он проржавел в подводной части, почему и признала его к службе не благонадежным.

Однако из-за отсутствия в 1857 г. у РОПиТа достаточного числа пароходов, «Днестр» был передан временно и безвозмездно для плавания между Овидиополем и Аккерманом. После кратковременной эксплуатации в сентябре РОПиТ вернул его обратно. Некоторое время «Днестр» стоял на приколе в Практической гавани Одессы, а затем его разобрали.

Потом началась эпоха парохода «Тургенев». Это о нем писал А. Катаев и пел Л. Утесов.

.

После Великой Отечественной войны и до ввода в эксплуатацию комбинированного металлического моста через Днестровско-Царьградское гирло в 1957 году, от первого причала (у крепости) на Овидиополь ходил несамоходный паром, который буксировал еще колесный пароход «Левандовский». В те же годы от 4-го причала на Овидиополь ходил буксир БК-35 с несамоходной баржей на буксире и пассажирский пароход «Украина». В 1956 году наше речное управление получило два теплохода типа ПТ «Москвич», метко прозванные в Москве «речными трамвайчиками».

В наше студенческое, курсантское время, когда еще не было электричек, переезд катером через лиман, а потом на автобусе или маршрутке от Овидиополя, был самым быстрым и удобным путем в Одессу. Курсантов артучилища по большим праздникам: День Победы, 7-е ноября, отпускали в увольнение после парада на Куликовом поле, часов с 12.00 до 22.00 того же дня. Бежишь на пригородный автовокзал, который у Привоза, сейчас его там уже нет, автобусом до Овидиополя, там на катер и через два часа уже дома. Таким же образом обратно и к 22-м часам успеваешь. Но надо предусмотреть некоторые детали: на подходе к Овидиополю занять позицию поближе к трапу, чтобы в числе первых выпрыгнуть на причал и успеть занять место в маршрутке.
Катера ходили каждый час, летом с 6.00 до 22.00. Навигация начиналась с момента схода льда и до поздней осени. Время в пути от 30 до 45 минут в зависимости от волны и направления ветра. Проезд стоил в сумме 1 рубль: 40 копеек на катер и 60 копеек на автобус.

Как сейчас вспоминают местные речники, «Москвич» по своим мореходным и эксплуатационным качествам, для того времени был очень удачным теплоходом и находился на «вооружении» речников с середины 50-х до конца 80-х годов. Теплоходы носили имена Героев Советского Союза: С. А. Зудлова, П. М. Вертелецкого, А. Е. Шевченко, И. С. Ельцова и В. В. Анисимова.
Немного модернизированный образец катера типа ПТ мы можем увидеть на лимане и сейчас под названием «Владимир».
Владимир Ерущенко отреставрировал один образец легендарного теплохода, и катает жителей и гостей города по лиману. Очень советую! Когда я впервые посмотрел на крепость со стороны лимана с дальности 400-500 метров, зная каждый ее уголок с детства, как бы открыл крепость для себя заново. Монументальное старинное фортификационное сооружение. Вблизи это величие оценить трудно.
Не зря говорят — «большое видится на расстоянии»!!!

Из истории морского флота. Н. Залесский
Дополнения Ю. Майзлиса

Рубрика: Днестр, История |

Пост от damla

опубликовано марта 10, 2013.
Просмотров. 1 004 views Times so far.

#




Поиск по сайту

Свежие записи

Навигация



http://matureamateur.us/