Еврейский погром в Аккермане. Часть 2-я

Вся Бессарабская губерния и город Аккерман приходили в себя после произошедших в октябре 1905 года еврейских погромов.

Газеты в те дни писали:

АККЕРМАН. Как выяснилось, здесь от погрома пострадало 250 семейств, сумма убытков составляет около миллиона рублей. Это непосредственно пострадавшие; косвенно-же пострадало все население, так как торговля остановилась, кредиты прекращены, заработков никаких.

.

Вообще это вечное пребывание между страхом и сомнением сделало жизнь евреев невыносимой, как о том мечтал еще приснопямятный Плеве.

Вновь и вновь общество пыталось понять, как все это произошло:

АККЕРМАН. Погром самым тщательным образом подготовлялся и организовывался бандой хулиганов, находящейся в непосредственных сношениях с черносотенной компанией других городов. По имеющимся несомненным данным, в течении нескольких дней, предшествовавших погрому, в разных трактирах происходили собрания, где обсуждался план, мобилизовывались силы и прочее.

В настоящее время открыто называют фамилии лиц, руководивших этим движением и своей гнусной агитацией поднявших хулиганскую массу и местное босячество на грабежи, поджоги, насилия и убийства.

Членский билет черносотенной организации

Для характеристики подлых провокаторских приемов, употреблявшихся организаторами погрома, может служить следующий факт. В воскресенье, 23 октября, когда почти половина города уже была разгромлена и сожжена, хулиганские вожаки сделали попытку возобновить погром, для чего прибегли к следующему фортелю.

Около 11 часов утра, когда в церкви прилегающего к городу посада Папушой шло благослужение, туда внезапно вбежала какая-то одетая по городскому барышня, и громко заявила, что в городе евреи, в отместку за произведенный накануне погром напали на Собор и разгромляют его… Этого было совершенно достаточно, чтобы все присутствовавшие в церкви, вооружившись железными вилами, сапами и проч., целой толпой бросились в город.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы посада Папушой (сейчас с. Выпасное). Взорвана в советское время

Находившийся, к счастью, у собора патруль остановил кучку громил, которые, впрочем, сами убедились, что их ловко обманули, так как около Собора никаких евреев не было, и на его целость никто решительно не посягал.

.

В пос. Шабо местные хулиганы, организованные приезжими агитаторами, толпой напали на сельское управление, настойчиво требуя, чтобы им выдали «бумагу с Царским указом, разрешающим в течении 3-х дней грабить и убивать евреев»…

В других пунктах уезда гуляла басня о том, что евреи изорвали портрет Государя, осквернили святыню и т. п. Здесь даже самые сердобольные христиане отказывались укрывать евреев, боясь мести со стороны хулиганов, заявивших, что если в каком-нибудь доме будет обнаружен еврей, то этот дом будет истреблен немедленно огнем…

«Иудейский страх» дошел до того, что в пос. Шабо, где имеется правильная вооруженная организация, местные французы отказались дать у себя приют своему врачу и аптекарю – евреям, — отпустив их на все 4 стороны…

Не только в Аккермане были погромы, подобные эксцессы происходили во многих местах уезда:

АККЕРМАН. 10 ноября, около 9 часов вечера в с. Карналеевке, Аккерманского уезда, в квартиру тамошнего жителя М. Ицковича было произведено через окно два выстрела из ружья. Одна пуля угодила спавшему в углу на диване М. Ицковичу прямо в голову и разможила ему череп. Ицковича доставили сюда в еврейскую больницу; он все время находится в бессознательном состоянии и, по мнению врача, роковой исход неизбежен. Семья Ицковича остается без всяких средств к существованию. Кто в него стрелял – пока неизвестно. В с. Карналеевке всего 3 врейские семьи – отец и два сына Ицковича.

АККЕРМАН. 16 ноября скончался в еврейской больнице доставленной сюда из с. Карналеевки М. Ицкович, получивший огнестрельную рану в голову. Выстрел из ружья в спавшего Ицковича был произведен неизвестным лицом через окно. Убитый оставил семью.

По разному вели себя жители Аккермана в эти октябрьские дни:

В Аккермане многие христиане давали у себя приют евреям, выказывая им самое теплое сочуствие… Впрочем, известен также случай, когда за ночлег были взяты бешеные деньги… Весьма гуманное отношение к еврейским семьям проявила земская управа, приютившая в земском доме в течении 3-х ночей около 800 душ. Со стороны черносотенцев делались анонимные угрозы поджечь земской дом, но усиленная ночная охрана делала невозможным осуществление этого замысла.

Наше городское самоуправление палец о палец не ударило, чтобы облегчить участь пострадавших от погрома. Заседание думы для обсуждения этого вопроса до сих пор не созвано. Наряду с этим приятно отметить в высшей степени гуманный поступок Л. А. Асвадурова (армянин), вызвавшегося предоставить свою большую барскую квартиру под приют для разгромленных, лишившихся крова, — в течении 4-х месяцев до 1 марта. В этом помещении будет расквартировано несколько семейств.

Грабеж и хищения товаров из разгромленных магазинов производились на слудующее после погрома утро совершенно открыто и беспрепятственно, на виду у военных патрулей и городовых. К охране уцелевшего после пожара имущества не принималось решительно никаких мер, и только ленивый его не таскал.

Я лично был очевидцем следущей глубоко возмутительной сцены. По одной из улиц, ведущей к лиману, идет компания человек в 15 – жителей с. Калаглеи. Каждый из них тащит целую кучу мануфактурного товара и готовых платьев. Вдруг грабители увидели, что навстречу им подвигается взвод солдат, предводительствуемый городовым. Избегая неприятной встречи, дневные грабители повернули назад и бросились на другую улицу, благополучно унеся на приготовленные у пристани лодки награбленные товары. Достаточно было одного окрика шедшего впереди солдат городового, чтобы калаглейцы – с виду зажиточные хозяева – остановились и отдали все награбленное. Но солдаты только улыбались при виде убегавших грабителей…

К хлебным магазинам на Балке жители посадов и ближайших деревень подъезжали целыми партиями, и нагрузив хлеб частью в мешках, а частью и насыпью, совершенно безпрепятственно увозили его к себе домой, чуть ли не на глазах собственников.

В Аккермане образовался комитет помощи пострадавшим от погромов:

В виду чрезвычайно слабого притока пожертвований извне (одесский центральный комитет, например, до сих пор переслал нам всего 1500 рублей) решено образовать здесь комиссию для раскладки между уцелевшими евреями суммы, необходимой на оказание помощи. Определения комиссии будут считаться обязательными. В составе комиссии входят 5 человек от плательщиков, 5 пострадавших и 5 из среды правления общества пособия бедным.

Возвратившиеся из Кишинева уполномоченные д-р М. О. Шапиро и И. М. Гринштейн сообщают, что начальник губернии сочуственно отнесся к ходатайству о ссуде из коробочного сбора в 15 тыс. рублей на оказание помощи пострадавшим от погрома.

Совет общества взаимного кредита ассигновал в распоряжение комитета по оказанию помощи пострадавшим от погрома евреям 600 рублей.

Но, к сожалению, всегда находятся люди, которые не прочь погреть руки на народном бедствии:

В заседании городской думы 19 ноября заслушано было в высшей степени характерное заявление гг. Золотовского и Михайловского, просивших не более и не менее, как о том, чтобы исходатайствовать для них ссуду из коробочного сбора на возобновление сгоревших во время погрома строений стоимостью – одно в 15 тыс. рублей, а другое в 3 тыс. рублей. Свое ходатайство господа эти мотивировали тем, что в сгоревших строениях помещались еврейские магазины, и стало быть они пострадали из-за евреев. Дума отклонила просьбу, но лишь по чисто формальной причине — в виду сенатского разъснения, что суммы коробочного сбора должны идти исключительно на еврейские нужды.

Самое поразительное, что среди таких были и евреи:

БАЙРАМЧА. У нас произошел следующий в высшей степени возмутительный факт. Местный почтосодержатель Щ. Левензон, единственный в нашем местечке не пострадавший от погрома 26 октября, собрал в немецкой колонии Арцизе около 140 руб. в пользу пострадавших от байрамчанского погрома. Эту сумму Левенсон не только никому не выдавал, но благоразумно о ней умолчал. Желая замаскировать свой поступок и выставить себя благотворителем г. Левензон раздал лишь нескольким отдельным лицам 18 хлебов и десятка два-три сельдей, и раздал, как личное пожертвование. В местечке же это сделалось известным совершенно случайно. Еврейское население, крайне возмущенное столь низким поступком просит меня предать гласности этот возмутительный факт и для предупреждения подобных явлений просит желеющих прийти на помощь обездоленным, адресовать свои пожертвования на имя комитета.

Были сделаны выводы о бездействии городской полиции в те октябрьские дни

19 ноября Дума постановила временно увеличить штат городской полицейской команды на 20 конных городовых, который будут иметь такое же вооружение, как постовые городовые. Расход по содержанию охраны будет отнесен на счет обывателей, путем небольшого увеличения налога на надвижимые имущества.

Началось следствие, которое выявляло зачинщиков октябрьских погромов. Одним из основных обвиняемых был титулярный советник Щербина Степан Тарасович — преподаватель математики городского училища с 1898 по 1906 год, ярый черносотенец:

Следстве о погроме ведется весьма энергично товарищем прокурора Ф. А. Стемпковским, по распоряжению которого заключены в тюрьму некоторые из главных агитаторов и подстрекателей к совершению погрому.

Здесь образовалось юридическое бюро для собирания и группировки сведений о количестве причиненных погромом убытков, громилах, грабителях, убийцах, и вообще о лицах, прямо или косвенно принимавших участие в погроме. Ждут сюда некоторых адвокатов из Одессы.

АККЕРМАН. Наш почтенный лорд-мэр принимает весьма живое участие в судьбе учителя городского училища С. Щербины, над которым тяготеет серьезное обвинение в подстрекательстве к погрому.
Несколько дней тому назад, как известно, Щербина был освобожден из тюрьмы под поручительство г. Беликовича в сумме 1000 рублей. Теперь, однако, в виду получения новых, категорических к обвинению г. Щербины данных, он вновь заключен в тюрьму, при чем размер залога для освобождения определен на этот раз в 30 тыс. рублей, в каковой сумме одним из потерпевших предьявляется к г. Щербине иск за разграбенный и сгоревший от поджога магазин…

Русское слово, 23 (10) июня 1908 года

АККЕРМАН, 9, VI. Сессией кишиневского окружного суда с участием сословных представителей сегодня слушается громкое дело о большом погроме в Аккермане и прилегающих к нему посадах Папушой и Турлаках. Погром сопровождался убийствами и массовыми поджогами еврейских домов, лавок и жилищ.
Из обвиняемых 45-ти чел. явилось 42, в том числе и трое приговоренных к каторге за убийства. Среди подсудимых обращает на себя внимание учитель городского училища Степан Щербина, фигурирующий на скамье подсудимых в роли агитатора и подстрекателя.

Русское слово, 26 (13) июня 1908 года

АККЕРМАН, 12, VI. Дело о погроме. Защитник Никитин (помощник Шмакова) в своей речи доказывал отсутствие племенной и религиозной вражды и говорил, что погром явился следствием возмущения русского народа революционными проявлениями, вдохновителями которых явились евреи, «генералы революции». Из числа 41 подсудимых виновными признаны 15. Они приговорены к тюремному заключению на сроки от 3-х до 8-ми месяцев.

В Декабре 1905 года провокаторы из черносотенцев распространили слух, будто евреи в дни Рождества собираются отомстить за октябрьский погром, для чего они мобилизуют будто свои силы и вооружаются.

5 декабря расклеено было объявление от полицмейстера и воинского начальника следующего содержания:

.

В собрании домовладельцев, состоявшемся в городской управе, 4 декабря, постановлено образовать ночную охрану из 15 конных стражников, содержание которых – по 25 рублей каждый, — обойдется обывателям в 375 рублей в месяц. Помимо этого, штат городовых также увеличен на 15 человек, предназначенных специально на охрану города в ночное время под начальством помощника пристава.

Евреи Аккермана также организовывались:

Объявление от еврейской самообороны

В те дни погрома удалось избежать…

После пережитого ужаса началась массовая эмиграция евреев из Российской Империи. В 1906 году только в Северную Америку эмигрировало 125 тысяч, в 1907 году – 115 тысяч евреев. В Соединенных Штатах они впоследствии образовали элиту в банковском и промышленном деле, а так же в шоу-бизнесе…

А в Бессарабии уже откровенно начали поднимать головы черносотенные организации.

Аккерманский погром. Часть 1-я

***
По материалам old_akkerman, livejournal
Фото из коллекции Олега Коломийченко и краеведческого музея гор. Белгород-Днестровский

Пост от damla

опубликовано апреля 19, 2013.
Просмотров. 876 views Times so far.

Поиск по сайту

Навигация



http://matureamateur.us/