Культура и искусство Северного Причерноморья

9 декабря 2009 года — в Государственном Эрмитаже состоялось открытие постоянной экспозиции «Культура и искусство Северного Причерноморья» после долгого ремонта и значительной реэкспозиции. Были полностью заменены витрины, изменено положение структурных разделов, добавлено значительное количество новых экспонатов. Многие из них были специально отреставрированы для новой экспозиции, часть ранее никогда не выставлялась.
Отдельный раздел экспозиции представляет фрески от интерьеров домов древнего Боспорского царства, в том числе впервые представленную целиком в постоянной экспозиции большую фреску с граффити из Нимфея и фрески из Пантикапея, которые более 20 лет не выставлялись.
Почти вдвое увеличено количество экспонатов из архаической Березани и Ольвии, добавлена витрина с нумизматическим материалом. Раздел, посвящённый курганам Боспора, дополнен фрагментами оружия, фрагментами от деревянных саркофагов, золотыми бляшками и другими предметами. В разделе, посвящённом римской эпохе, появилась отдельная витрина представляющая погребение с золотой маской 1837 года, где представлены все бронзовые, серебряные предметы из погребения, а также золотой венок и веретено. Курировал реэкспозицию Александр Бутягин.
Экспонат из второго абзаца этой новости Большая фреска с граффити из Нимфея.

[nggallery id=3]

В 1973 году при раскопках помещения в районе так называемого «святилища Аполлона и Афродиты» городища Нимфей, входившего в Боспорское царство, была сделана уникальная находка. Она состояла из тысяч обломков расписной штукатурки, упавших со стен комнаты второго этажа. В течение 12 лет эти обломки был и собраны единое целое реставратором Эрмитажа Л. П. Гаген. Выяснилось, что стена имела четыре уровня росписи: белый, красный, жёлтый и верхний, имитирующий цветной мрамор. Самым поразительным были сотни рисунков и надписей процарапанных по штукатурке (граффити).
Гибель помещения со штукатуркой относится к 3 в. до н. э. Самым крупным изображением является тщательно исполненный военный корабль с тремя рядами вёсел и тараном. Впоследствии рисунок был дополнен ещё несколькими деталями, рядом изображён треугольник, состоящий из козлов, и ещё один небольшой корабли. Среди остальных граффито есть ругательства, имена богов и людей, посвящения божествам, прославление правителей Боспора и другие надписи. Рисунки изображают различных животных: оленей, лошадей, страуса, слона. Есть изображения всадников, стоящих людей, но преобладают граффити в виде парусных кораблей. К сожалению, до настоящего времени прочитаны и исследованы еще не все надписи.
В своё время надпись «Изида» на носу боевого корабля, подкреплённая наличием фигур страуса и слона, послужила основой гипотезы о приезде на Боспор посольства из Птолемеевского Египта. Сейчас эта гипотеза оспаривается, в первую очередь, потому, что античные корабли не размещали надписи на носовой части. Истолкование части животных, как символов тех или иных эллинистических династов, предложенное Ю. Г. Виноградовым, также не встретило сочувствия в научной среде. Зато изображения кораблей послужили богатым материалом для реконструкций понтийских судов эллинистической эпохи.
Разнообразие надписей и рисунков заставляет задуматься, почему такое их количество оказалось на стенах одного помещения. Первоначально предполагалось, что надписи оставили посетители святилища, в том числе моряки со стоявших в порту судов. Одной из аналогий ему является помещение своеобразного матросского клуба в святилище на острове Делос. Стены там тоже покрыты разнообразными надписями. С другой стороны, их могли оставить посетители комнаты в тот период, когда она уже не использовалась по основному назначению, а здание было заброшено. К сожалению, на эти вопросы можно будет ответить только после тщательного изучения всего комплекса граффити.

www.ulli-u.livejournal.com


Веб Камера

 

Праздники

Радио Аккерман

 

Афоризм

Белая, пушистая, хотя на самом деле седая и волосатая.

Поиск по сайту

Навигация



http://matureamateur.us/