Путешествие по Бессарабии

Бессарабская железнодорожная ветвь

Раздельная, большая станция главной линии Юго-Западных железных дорог, служит исходным пунктом Бессарабской ветви. Рельсовый путь идет первоначально на юго-запад, пересекая обширную равнину, перерезанную оврагами и балками. Полотно железной дороги входит в долину реки Днестр; местность эта, обращенная широкораздвинувшимися склонами к Черному морю, в знойное лето подвергается умеряющему действию морских ветров и вообще не испытывает резких перемен температуры столь обычных в других местах Херсонской губернии. Южные ветры несут морскую влагу далеко вверх по течению Днестра и впадающих в него рек, оставляя следы своего влияния в виде роскошно развивающейся растительности. Долина Днестра это сплошной сад; фруктовые сады сменяются виноградниками, далее следуют табачныя плантации, огороды, баштаны, на которых разводятся арбузы, дыни и тыквы.

Для жителя северных и центральных губерний долина реки Днестр с ее живописными видами, могучею растительностью, оригинальными типами представителей местного населения имеет захватывающий интерес. Окружающая обстановка далеко не обычна, проносящияся перед глазами картины новы, но в тоже время кругом слышится русская речь, хотя временами и испорченная, попадаются чисто русские типы и чувствуется, что все это часть России, часть того могучего организма, который наполнил собою половину Европы и Азии, соединил в одно целое целый ряд племен и народов…

На 13 версте от Раздельной расположена станция Кучурган, ныне Кучурганы получившая название от реки Кучургана, которую полотно железной дороги переходит за этой станцией своеобразной каменной трубой.

Труба на Кучурганской насыпи

В соседстве со станциею находится большая немецкая колония Страсбург. За Кучурганом рельсовый путь делает крутой поворот на северо-запад и минуя небольшую полустанцию Новосавицкую, расположенную в степной, безлесной местности, направляется к уездному городу Тирасполю.

Здесь, в 43 верстах от Раздельной находится станция Тирасполь, расположенная в непосредственном соседстве с городом. Тирасполь лежит на левом берегу Днестра; он весь потонул в садах и виноградниках, но несмотря на это имеет мало привлекательного для туристов, в плохом состоянии улицы, дома самые обыкновенные оставляют далеко не благоприятное впечатление.

Лучше всего содержится местность, занимаемая упраздненною крепостью, где квартируют войска. Тирасполь не принадлежит к числу древних поселений этого края. До присоединения к России Очаковской области в 1791 году здесь существовала молдаванская рыбацкая деревня Суклея; после Ясскаго мира на месте Суклеи была основана крепость и рядом с нею возник город; название ему дано в память о древне-греческом городе Тирасе.
В Тирасполе, как уже сказано, много фруктовых садов и виноградников, и отсюда идут большие партии фруктов во внутреннии губернии России. Но примечательно то, что сами жители Тирасполя испытывают недостаток во фруктах. В Тирасполе, купить мало-мальски приличных фруктов почти невозможно весь урожай еще с начала весны закупается приезжими торговцами, после сбора все отправляется по железной дороге и для продажи на месте ничего не остается.
В 6 верстах от Тирасполя, на правом берегу реки Днестр, находится имение Кицканы Л. Л. Звержхановскаго; имение это не велико, заключает в себе всего только около 1400 десятин, но обращает на себя внимание садами и виноградниками, занимающими пространство до 700 десятин.
От Тирасполя рельсовый путь идет прямо на запад. На лево из окон вагона, виднеется село Терновка, приобретшее в 1897 году печальную известность по разыгравшейся здесь трагической смерти 24 человек старообрядцев, лишивших себя жизни путем погребения заживо. Далее, железная дорога пересекает Днестр и вступает в пределы Бессарабии.

На 56 версте от станции Раздельной расположена станция Бендеры. Большое здание вокзала выстроенное по проекту инженера А. В. Кобелева,  останавливает на себе внимание путника.

Станция Бендеры

Оно особенно резко бросается в глаза после маленькаго тесного здания пассажирской станций в Раздельной. Вокзал в Бендерах с его высокими комнатами и большими окнами является ныне лучшим вокзалом на Бессарабской ветке. Бендеры — бывшая крепость. На расстоянии менее одной версты от этой бывшей крепости, вниз по Днестру, лежит город Бендеры с населением более 32 тыс. душ обоего пола, ныне уездный город Бессарабской губернии, в общем довольно ординарный и по своей внешности очень похожий на Тирасполь те же сады, невымощенные пыльные улицы и свойственное маленьким городам юга отсутствие оживления и пустота; приезжему человеку кажется, что он попал в какой то сонный город, где жизнь остановилась. Бендеры известны с эпохи владычества генуэзцев на черноморском побережье; затем они попали в руки турок, которые создали здесь сильную крепость. С именем этой крепости связано, воспоминание о шведском короле Карле XII, который, будучи разбит Петром Великим под Полтавою, бежал в пределы Турции и долго жил в Бендерах. Во время войн России с Турцией Бендеры неоднократно брали русские войска; но окончательное присоединение состоялось в 1812 году по Бухарестскому миру.
Близ станции Бендеры от линии железной дороги отделяется Варницкая ветвь, направляющаяся к пристани на реке Днестр при сел. Варнице; хлебные грузы, идущие сплавом по Днестру, здесь перегружаются в вагоны для дальнейшей отправки по железной дороге.
От станции Бендер рельсовый путь поворачивает на север и некоторое время идет Станция Бульбоки.
паралельно течению Днестра; а далее направляется на запад. На 64 версте от Раздельной лежит небольшая полустанция Калфа, окрестности которой представляют из себя широкую безлесную степь, перерезанную невысокими пологими пригорками.

Мост на реке Калфе

Далее, на 77 версте от Раздельной находится станция Бульбоки тоже небольшой остановочный пункт, заброшенный в степи и имеющий главным образом значение, как место отправки хлебных грузов — пшеницы и кукурузы.
По мере удаления от Днестра, на станциях встречается все более и более молдаван.
Причем, чем дальше углубляешься в Бессарабию, тем представители этой народности являются пред глазами наблюдателя более характерными; в Приднестровье ярко выраженный молдавский тип уже составляет исключение; здесь они подверглись некоторой руссификации, главным образом, под влиянием смешанных браков с малороссами. В глубине же Бессарабии молдаване сохранились во всей их типичности; между ними то и дело попадаются характерные лица дако-романскаго типа, напоминающия античные римские изваяния. Тонко очерченный энергичный профиль, открытый лоб, прямой или орлиный римский нос, вьющиеся черные волосы, черные глаза, красиво закинутая голова — все это так и вызывает в воображении какую-нибудь фигуру с древне-римского форума.

Молдавский язык, несмотря на множество славянских и отчасти турецких слов, несомненно, составляет характерную ветвь романских наречий. Филологи находят в нем, на ряду с древне латинскими словами и этрусские, которые давно исчезли даже из литературного латинского языка. В народной жизни так же сохранилось множество обычаев, носящих на себе отпечаток древнего Рима. Кто бывал в Италии, особенно в глубине страны, в глухой итальянской провинции, кто присматривался к тамошней народной жизни, тот всегда может подметить у молдаван много общего с современным итальянским народом.

Те же обычаи, та же пища, в которой на первом плане стоит там полента, а здесь — мамалыга; те же возы и арбы, те же ковры, узоры которых, каким то совсем непонятным образом, передаваясь из поколения в поколение, перелетели с берегов Тибра на берега Дуная и Днестра.
На 94-й версте от Раздельной находится станция Мирены, лежащая на границе Бендерского и Кишиневского уездов. Полотно железной дороги продолжает пересекать по прежнему широкую безлесную равнину, местами распаханную а местами покрытую лугами, на которых пасутся отары овец.
«Здесь лирой северной пустыни оглашая, «Скитался я»
говорит А. С. Пушкин в своем стихотворение «К Овидию». Но от прежних пустынь ныне не осталось и следа; теперь Бессарабия принадлежит к числу наиболее густо населенных местностей Европейской России и здесь уже нет свободы для кочевок больших таборов цыган, воспетых А. С. Пушкиным.
«Цыганы шумною толпою «По Бессарабии кочуют Они сегодня над рекою «В шатрах изодранных ночуют»

Бессарабские цыгане

Бессарабские цыгане
«Как вольность весел их ночлег И мирный сон под небесами»
В начале настоящего столетия, когда здесь жил Пушкин, по Бессарабии бродили большие цыганские таборы. Ныне массовые перекочевки с места на место цыганскаго населения воспрещены и цыганские таборы состоят всего-на-всего из двух или трех семейств. Наш поэт идеализировал жизнь цыган, их стремление к безграничной свободе, отвращение к условностям городской жизни. В действительности едва ли много поэтическаго в жизни беднаго племени, ведущаго скитальческую жизнь. В настоящее время табор бессарабских цыган состоит всего из нескольких шатров; кочуют вместе цыгане одного ремесла, напр. кузнецы отдельно, сапожники, башмачники тоже отдельно и т. д. Впрочем, чем далее тем более прививается среди цыган стремление к оседлой жизни; во многих селениях Кишиневского и Оргеевского уездов ныне проживают цыгане, занимающиеся хлебопашеством; далее, почти в каждом селе Бессарабии живет по нескольку цыганских семейств, занимающихся на ряду с земледелием разного рода ремеслами.

Цыгане… Памяти А. С. Пушкина
Геннадий Розенталь
Пели струны цыганской гитары
И на сердце ложилась печаль,
И мотив этот грустный и старый
Уводил в беспредельную даль.

Где дороги, костры и кибитки,
Храп горячих цыганских коней.
Где пестрят огневые накидки
И глаза черной ночи черней.

Где страдают, смеются и плачут,
Где пожар неуемных страстей,
Где кочуют и ловят удачу
Дети вольных, бескрайних степей.

Пели струны цыганской гитары
И вздымалась в волнении грудь,
И мотив этот грустный и старый
До утра не давал мне уснуть.

Поезд подходит к Кишиневу, который как-то сразу появляется пред глазами путника, что является результатом нахождения города на обширной плоской равнине.

Станция Кишинев

Кишинев находится в 112 верстах от Раздельной. Вокзал, большое здание изящной архитектуры, построен еще во время эксплуатации Бессарабской ветви Русским Обществом Пароходства, Торговли и Одесской железной дороги. Во время сооружения Бессарабской ветви он находился за городом, но теперь Кишинев разросся и сразу же от вокзала начинается длинная широкая улица, по которой проложены рельсы конно-железной дороги. Внешний вид Кишинева сразу показывает наблюдателю, что это самый обыкновенный провинциальный город. Маленькие домики, отсутствие оживления на улицах и какая то не свойственная и совершенно необычная для жителя большого города тишина.
Кишинев впервые упоминается в первой четверти XV века; в 1788 году он был разрушен турками при отступлении от русских войск и с того времени представлял из себя небольшое селение Кишинку, составляющее теперь нижнюю, старую часть города. Новая, ныне главная часть города, в начале нынешнего столетия была покрыта густым лесом. С присоединением в 1812 году Бессарабии к России и с переводом в Кишинев гражданского управления Бессарабской области, население Кишинева стало быстро увеличиваться и старый город, по своей тесноте и нездоровым климатическим условиям низменной местности, сделался неудовлетворяющим своему новому назначению. 2 августа 1834 г. был утвержден план нового города и с этого времени лесное пространство, песчаное и бугроватое, начало превращаться в ровную покатость, на которой возник новый город с правильно разбитыми кварталами и широкими прямыми улицами, обсаженными деревьями.
Главная улица города носила прежде название Московского называется Александровскою. На этой улице находятся главныя сооружения города кафедральный собор, памятник Императору Александру II, архиерейский дом, называемый «митрополия», духовная семинария, губернаторский дом, лютеранская кирха и пр.; на эту же улицу выходит городской сад с поставленным в нем памятником Пушкину.
Кафедральный собор стоит среди площади — сквера; колокольня устроена отдельно от храма; входом в сквер и собор служат выступающия на Александровскую улицу, так называемые, Святые ворота, свод которых поддерживается 16 колоннами из цельного камня. Собор сооружен в 1836 году за счет казны; архитектура его итальянская.

В храме погребены архиепископы кишиневские и хотинские Димитрий и Антоний и архиепископ иринопольский Григорий. На отливку колоколов, по повелению Императора Николая I, было отпущено 1000 пудов меди из турецких пушек.
Памятник Императору Александру II

Император Александр II Николаевич в начале русско-турецкой войны 1877-1878 гг. находился в Кишиневе. Его Величество прибыл в Кишинев 12 апреля 1877 года, в 9 часов утра. Встреченный в местном кафедральном соборе духовенством во главе с епископом Павлом, Император отправился на Рышкановское скаковое поле, где после молебствия, был обнародован высочайший манифест об объявлении войны Турции, а затем епископ благословил войско в поход. Делая почти ежедневно смотры войскам, отправлявшимся на войну, Император пробыл в Кишиневе по 20 апреля. Для увековечения времени пребывания Императора в Кишиневе поставлен памятник, составляющий украшение города. Памятник состоит из фигуры Императора во весь рост, в царской порфире; правая рука держит свиток, на котором вырезано «12 апреля» (день объявления манифеста о войне); левая рука опущена на установленную на пьедестале державу. На лицевой стороне мраморного постамента помещена надпись «Царю-Освободителю Александру II 19 февраля 1855 г. — 1 марта 1881 г. » У постамента, по углам, укреплены двухглавые орлы с распростертыми крыльями, а весь памятник окружен красивой цепью, прикрепленной к гранитным тумбам.
Памятник А. С. Пушкину

Поэт прожил в столице Бессарабии Кишиневе с последних чисел сентября 1820 г. по июнь 1823 года. Памятник Пушкину сооружен в городском саду на круглой площадке. Он имеет весьма скромный вид на каменном квадрате установлена небольшая колонна из темного отшлифованнаго гранита, вверху которой укреплен удачно исполненный бюст поэта с обнаженной головой и с накинутым на плечи плащем. Внизу колонны, на выступающем из неё квадрате, вырезаны надписи  «Пушкину 26 мая 1885 года» (день установки памятника), а на задней стороне «Здесь лирой северной пустыни оглашая Скитался я.
1820 1821 1822 1823».
Годы означают время пребывания поэта в Кишиневе. От памятника идет вглубь сада густая липовая аллея, в которой поэт часто прогуливался и отдыхал. В честь его она названа Пушкинскою.
Кишинев, являясь административным центром Бессарабии, в тоже время имеет довольно большое торговое значение. Обороты местной торговли сосредоточиваются главным образом на операциях с кукурузой, пшеницей, виноградом, вином, шерстью, табаком и фруктами, как свежими, так и сушеными. За последние годы особенно развивается отправка отсюда сушеных фруктов, которые идут во внутренние губернии и постепенно вытесняют фруктовые консервы заграничного происхождения.
Что касается фабрично-заводской промышленности Кишинева, то таковая стала развиваться лишь в самое последнее время; ныне здесь действует большая паровая мукомольная мельница, несколько табачных фабрик, винокуренный завод производящий коньяк  и Виноградники.

За Кишиневом рельсовый путь принимает северо-западное направление. Местами появляются и сопровождают полотно дороги холмы и пригорки. Встречающиеся по пути селения и местечки окружены виноградниками, являющимися во многих пунктах Бессарабской губернии едва ли не главным источником дохода. Виноградарство в Бессарабии распространено повсеместно, как у крестьян, так и у помещиков. Крестьянские сады поставлены весьма плохо; у них разводятся исключительно местные сорта винограда и при этом посадка виноградных лоз производится в премежку с фруктовыми деревьями, развесистыми орехами и проч.; даже случается видеть среди виноградных кустов грядки овощей и посевы кукурузы.

На помещичьих землях, дело разведения винограда, поставлено значительно лучше; разводятся лозы, вывезенные из Франции, производится своевременно перекопка виноградников, подрезка и очистка лоз. В Бессарабии под виноградники занято до 70 тысяч десятин земли и одно это уже показывает значение виноградарства для местного населения.

Сбор винограда начинается иногда в конце августа, иногда в зависимости от погоды в сентябре.
Урожай винограда в отдельных частях губернии весьма различен. В переводе на вино, максимальный урожай доходит до 2000 ведер с десятины, но в Кишиневском уезде обыкновенным урожаем считается до 400 ведер с десятины.

Почти повсеместно в Бессарабии вино продается молодым; понятно, цена на такое вино самая низкая, однако вино охотно раскупается одесскими, московскими и варшавскими торговцами, для которых дешевое бассарабское вино является материалом для фабрикации смесей, выпускаемых под громкими французскими названиями. Виноделие в Бессарабии сделало большие успехи за последние десять-пятнадцать лет, когда явился усиленный спрос на русские вина. Наибольшей известностью пользуются вина землевладельцев Казимира, Томульца, кн. Манук-Бея, Кристи, Дерожинскаго и Понсэ.


На 136 версте от Раздельной лежит станция Страшены, в 2 верстах от большого промышленного местечка Страшени, ведущего торговлю зерновыми и имеющаго значение местного рынка, на который свозится хлеб для продажи, окрестным крестьянским населением.
Далее, на 159 версте от Раздельной расположена станция Калараш. Около самой станции находится принадлежащее М. А. Дерожинскому имение Имение Дерожинскаго.
Тузоры, где ведется на самых широких началах виноделие и эксплоатация фруктовых садов. В имении имеются фруктовый водочный завод, фруктово-химический для переработки винно-каменной кислоты, развито производство сухих фруктов американской сушки. Вообще имение Тузоры, занимающее площадь в 1.100 десятин, можно отметить, как образец благоустроеннаго южно русского хозяйства с технической переработкой продуктов земледельческой культуры. Г. Дерожинский лично ведет хозяйство уже 35 лет и является в России пионером в деле производства фруктовых консервов и отчасти виноделия. В настоящее время в имении Тузоры под фруктовыми садами находится 210 десятин, а под виноградниками — 70 десятин земли.

О размерах производства фруктовых консервов нет точных данных, но судя по тому, что чернослив Дерожинскаго получил широкое распространение и его можно найти во всех лучших магазинах Одессы, Киева, Москвы и Петербурга, должно прийти к заключению, что производство консервов в имении Тузоры дело имеющее далеко не маловажное значение в общем итоге промышленного развития нашего юга.
За станциею Каларашем местность изменяется; начинают появляться группы невысоких гор, которыя то сопровождают рельсовый путь, то прорезываются полотном дороги. Горы эти пологи, покрыты местами травкой, местами засажены фруктовыми садами и виноградниками; очертания их мягкие; оне разноображивают ландшафт, но не дают величественных картин горных стран. Здесь природа не подавляет человека, а розсыпая свои дары — плодородную почву, мягкий здоровый климат — призывает к дружной работе на пользу общую.
Минуя небольшую промежуточную станцию Корнешты, лежащую в 180 верстах от Раздельной, рельсовый путь делает несколько поворотов, обходя встречающиеся возвышенности, и направляется к станции Пырлице, находящейся в 198 верстах от Раздельной.
За этой станцией полотно железной дороги делает поворот на юго-запад и почти без всяких уклонений в стороны направляется к реке Прут, где при местечке Унгены, в 212 верстах от Раздельной находится станция Унгены, конечный пункт Бессарабской железнодорожной ветки. Река Прут, служащая границей между Россией и Румынией, несет свои волны в высоких извилистых берегах, спускающихся к воде пологими скатами. Унгены ведут торговлю зерновым хлебом, сплавляемым сюда с верховья реки Прут; так же здесь находится таможня; вообще Унгены имеет немаловажное значение, как пограничный торговый пункт.

Далее, за Станцией Унгены.
Начинается сеть румынских железных дорог и ближайшим более важным пунктом является город Яссы, самый значительный, после Букарешта (Бухареста), город в Румынии…

материал из Иллюстрированного путеводителя по юго-западной железной дороге

Пост от shabolat

опубликовано мая 26, 2011.
Просмотров. 2 224 views Times so far.

Поиск по сайту

Навигация



http://matureamateur.us/