Скифы и Греки

Царь скифов Скил спешил в Ольвию — греческую колонию, находившуюся в 40 км к югу от нынешнего города Николаева. Он боялся опоздать к началу праздника, посвященного богу виноделия Дионису. Около главных северных ворот царь оставил провожавших его воинов, а сам вошел в город. Скил с нетерпением желал вновь с головой окунуться в жизнь, такую не похожую на жизнь предводителя скифов.
улица ольвии
Первым делом он направился в свой просторный дом, построенный по типу греческих. Его внутренний двор украшали мраморные статуи львов и грифонов, созданные лучшими греческими мастерами.
реконструкция дома в ольвии

Очутившись в одной из парадных комнат, скифский царь снял с себя постылые варварские одежды, облачившись в хитон (нижнюю одежду в виде рубашки) и гиматий (плащ) — традиционный наряд эллинов.
одеяния ольвийцев


одежда ольвитянина

греческая женщина

обувь древних греков

Вскоре Скил уже ступал по главной и самой широкой улице Ольвии, которая вела к окаймленной рядами торговых лавок агоре (площади).

План Ольвии
карта древней ольвии

Здесь была сосредоточена вся деловая жизнь города, происходили праздники и богослужения, выборы архонтов (правителей) и стратегов (военных руководителей). В северной части агоры возвышались храмы и курились жертвенники.

Ольвия Фото

Ольвия. Фото: www.ru.wikipedia.org

Заиграли флейты, и показалась шумная торжественная процессия, славя в дифирамбах (торжественных хоровых песнях) бога виноделия Диониса. Впереди шли рабы. Они вели козлов, предназначенных для жертвоприношения. За ними шествовали прекрасные девушки, которые несли на головах корзины со священной утварью, сосуды с вином, виноградные ветви. Процессию завершали празднично одетые горожане с венками на головах. Среди толпы виднелись «странные существа» — люди в козлиных шкурах, с подвязанными копытами, хвостами и рогами. Они изображали козлоногих сатиров (низших божеств природы) — верных спутников Диониса. Перед святилищем процессия остановилась для жертвоприношений. Под аккомпанемент лир и флейт торжественно пел хор, повествуя о чудесном рождении Диониса, его жизни, страданиях, смерти и воскрешения.

Дионис

Дионис - бог виноделия

сатир

Сатир

Сатиры— низшие лесные божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса. Традиция представляет сатиров ленивыми, похотливыми, часто полупьяными. Они постоянно заняты игрой, танцами. Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами устраивают веселые хороводы. В ранний период античного искусства сатиры изображались полулюдьми-полукозлами с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим или лошадиным хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом.

После жертвоприношения начались пиры, сопровождаемые веселыми песнями и плясками.
Ликовавший и веселившийся вместе с греками скифский царь Скил еще не подозревал о той страшной участи, которая его ожидала. Сначала он, спасаясь от преследования своего брата, сбежал во Фракию, найдя там на какое-то время «политическое убежище». Однако у скифов находился «политический беженец» из Фракии — брат тамошнего царя Ситалка. Дело едва не закончилось войной, однако скифы и фракийцы, не желая кровопролития, начали переговоры. Они завершились соглашением о взаимной выдаче враждебных родственников. Скил был депортирован на родину и казнен. Как отмечал греческий историк Геродот, посетивший в V веке до н. э. Северное Причерноморье, скифы жестоко карали каждого, даже царя, за отказ от своих богов и обычаев.

геродот

Геродот

Скил сын скифского царя Ариапита и фракийской царевны, был не первым скифом столь высокого ранга, расплатившимся за «пристрастие к эллинизму» собственной жизнью. После смерти царя Гнура (около 550 г. до н. э.) власть наследовали его сыновья — Савлий и Анахарсис. Скифский царевич Анахарсис, известный в Греции как философ, был пламенным почитателем эллинистического культа. Савлий убил брата «за любовь к чужим богам», но остановить распространение нового культа, к тому времени, по всей видимости, уже пустившего в среде скифской знати достаточно глубокие корни, он был не в состоянии. Точно также и поднятое скифами против царя Скила восстание (своим новым царем они избрали его брата Октамасада) не смогло остановить эллинизацию народов Северного Причерноморья. Полагаю, что эти драматические события стали лишь «горячей фазой» противостояния между двумя группировками скифской знати — так называемыми «традиционалистами» и приверженцами нового культа. Влияние последней в середине V века до н. э. было уже весьма значительным. Этим можно обьяснить то обстоятельство, что ни Октамасад, ни его преемники, отношения с греками все же не свернули. Да и слишком выгодными были эти отношения — торговля с греческими городами-колониями приносила скифской знати большие доходы!

Первые греческие города-колонии появились в Северном Причерноморье и Крыму еще в VII в. до н. е. Следует сказать, что эллины всегда относились с явным подозрением к своим степным соседям, которые вели частые войны со «своими рабами». Здесь стоит уточнить, что «своими рабами» скифы называли все окружающие их племена — они лишь делили их на уже «завоеванных» и «еще не завоеванных». Колонисты явно не хотели пополнить ряды «уже завоеванных» рабов, к тому же, они не располагали силами, достаточными для защиты своих процветающих городов от степных кочевников.
Греческие колонии

Для находившихся во враждебном окружении греков жизненно необходимо было установление прочных торгово-экономических отношений с народами «варварского мира». Они пошли по пути создания общих верований, культов и храмов!

греческое письмо

Гречечкое письмо на керамике, в котором говорится о необходимости установления со скифами политических и торговых отношений. V в. до н.э

В таком «мирном наступлении» на «варваров» ярко проявилась идеология эллинизма, ставившая своей целью примирение греков с «варварами» (скифами, меотами, синдами и т. д.), а этих «варварских» народов еще и между собой, путем примирения их богов. В конечном итоге эллинскую религию предполагалось сделать общей для всех. В Северном Причерноморье этой цели с успехом служила созданная или переосмысленная изобретательными греками легенда о происхождении скифов от греческого героя Геракла и местной змееногой богини.

геракл

Геракл

скифская змееногая богиня

Примирение богов не всегда происходило гладко, и печальная судьба царя Скила служит тому самым ярким подтверждением.
Более того, даже эллинизированные (обращенные в совместную религию) скифы и их правители отнюдь не спешили стать послушными марионетками в руках изобретательных колонистов. Время от времени они пытались захватить греческие города, богатевшие благодаря заморской торговле.

В 170-е гг. до н. э. царю Крымской Скифии Скилуру удалось установить контроль над Ольвией, а в середине I в. н. э. скифские цари Фарзой и Иненсимей правили этим городом.

Скифские городища и селища

Скифские городища и селища в Крыму

После создания в Крыму новой столицы скифов, просуществовавшей до конца III в. н. э., заметно усилился их натиск на Херсонес. Скифы предпринимали неоднократные попытки овладеть этим стратегически важным городом, чтобы получить возможность вести более интенсивную торговлю с греческими городами-государствами Средиземноморья и Причерноморья, избавившись от посредничества Херсонеса и Босфора. На западном берегу Крыма скифы захватили главные гавани — Керкинитиду, Калос Лимен и ряд других греческих укрепленных пунктов, превратив их в свои крепости. В центральных предгорьях полуострова они возвели укрепленные поселения — Хабеи, Палакий, Напит и другие. До нашего времени в Западном Крыму сохранились остатки 4 крупных скифских поселений городского типа с двойной линией обороны в виде рвов, валов и каменных стен с башнями.

Наиболее сильно греческое влияние стало сказываться на культуре скифов после переноса центра их царства из нижнего Приднепровья в Крым. Скифский город Неаполь (на восточной окраине современного Симферополя) по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями.
В нем построили частные и общественные каменные здания, на площади поставили статуи. Представителей царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской стены Неаполя, а рядовых скифов — на кладбище, располагавшемся недалеко от города.

Неаполь Скифский

Неаполь Скифский

Напротив ворот находилось общественное зернохранилище, а на восточной окраине города — большой искусственный водоем. Название, возникшей в III в. до н. э. новой скифской столицы, было греческим. В переводе с греческого языка Неаполь означает «новый город».

План Неаполя Скифского

Помимо скифов в Неаполе жили греки, тавры, сарматы, в обиходе была разноязычная речь. В официальных отношениях скифы пользовались греческим языком и греческой письменностью.

Греческое влияние отразилось и в архитектуре города, где наряду со скифскими типами жилищ в виде круглой юрты на деревянном каркасе и прямоугольной полуземлянки из необработанного камня с глинобитным покрытием строились сырцовые и каменные здания с отштукатуренными стенами, крытые черепицей.
скифские полуземлянки

В I в. н.э. в Неаполе Скифском появились новые здания с фресками в стиле Боспорской живописи.
Скифское искусство, подвергнувшись сильному греческому влиянию, обогащается такими новыми видами, как скульптурный портрет и настенная живопись. Появляются изображения очеловеченных божеств и людей (героев мифов и народных сказаний). Изображения зверей утрачивают прежнюю стилизацию и приобретают более реалистический характер.
Амфора с изображением Эрота и Гермеса

Но пытавшиеся эллинизировать скифов греки, в свою очередь, не смогли избежать… сильного «варварского» влияния. Именно скифы научили греков (а через них и другие народы Европы) изготавливать и носить теплую одежду и обувь. Благодаря скифам эллины и другие народы Средиземноморья впервые познакомились со стременами, седлом и многими другими предметами конского убора, которые изготавливались на территории современной Никопольщины еще в IV в. до н. э. Знакомство со скифами существенно расширило представления греков об окружающем их мире. Греческие географы впервые получили сведения о «далеких северных землях» и населяющих их народах. Да и в военном деле грекам было чему поучиться у скифов.
А как пройти мимо того факта, что скифский царевич и философ Анахарсис был признан эллинами (наряду с шестью греческими) седьмым мудрецом мира? И это при всем их пренебрежительном отношении к «варварам»!

Без сомнения, скифский мир не был похож на греческий, пытавшийся навязать ему свои цивилизационные ценности. Скифский народ, имевший собственную богатую и неповторимую культуру, даже подвергаясь всевозрастающему влиянию Эллады, сумел сохранить свою самобытность. «Мирное наступление на варваров» вылилось во взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Самым ярким воплощением данных процессов стали удивительные образцы искусства — скульптуры, росписи, ювелирные изделия, обнаруженные археологами в греческих городах-государствах Северного Причерноморья и скифских курганах.

Височные подвески

Височные подвески. Золото. IV в. до н.э. Толстая Могила (Никопольский район)

Сережка. Золото, эмаль

Сережка. Золото, эмаль. IV в. до н.э. Курган в г. Феодосии

Кем был создатель знаменитой пекторали, найденной известным украинским археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая Могила (Никопольский район)? Скифом, несомненно, изготовившим ее под греческим влиянием, или греком, в свою очередь, хорошо знакомым с бытом и обычаями скифов?

Жаркие споры по этому поводу ведутся до сих пор… Борис Мозолевский, обнаруживший в центральной гробнице Толстой могилы шедевр древнего мастера, отмечал: «Именно благодаря взаимопроникновению скифских и греческих традиций в Северном Причерноморье в V-IV вв. до н. э. складывается оригинальное искусство, которое со всем основанием можно назвать или скифо-античным или греко-скифским. Большинство ученых сейчас склоняется к мысли, что все его изделия создавались греками в северопричерноморских колониях, прежде всего в Боспоре. Вместе с тем, уже неоднократно выдвигалось предположение о возможности участия в изготовлении отдельных категорий вещей в античных мастерских и выходцами из варварской среды, которые прошли школу греческого искусства и производства. Воплощенное в лучших золотых шедеврах из скифских курганов знание художником самых мелких подробностей скифской жизни и быта, более того — философских основ скифской человечности, — дает возможность поставить этот вопрос во всей его полноте. Для его решения нужен глубокий научный анализ всех произведений искусства V-III вв. до н. э. Но даже если будет окончательно доказано, что подобные произведения принадлежат только грекам, это ни в коей мере не сможет принизить высоких эстетических идеалов степняков, способных заказать, а потом и надлежащим образом оценить такие шедевры человеческого гения, как пектораль и вещи, подобные ей. Что касается мастеров, которые ее изготавливали, то греками они были только по происхождению, душой же давно уже стали скифами».

Пост от shabolat

опубликовано августа 21, 2011.
Просмотров. 5 225 views Times so far.

#




Поиск по сайту

Свежие записи

Навигация



http://matureamateur.us/