Золото скифов

За границей ойкумены — греческого мира — в степях Северного Причерноморья в I тысячелетии до н.э. жили кочевники — скифы. «Первое, что поражает нас, — так это богатство скифской культуры золотом. Нигде больше, ни до, ни после скифов золото не было так повсеместно распространено в этом регионе. Ни одна другая культура древности, даже «богатые златом Микены», не может соперничать со Скифией по обилию золота», — писал известный археолог Григорий Боровка. О сказочных богатствах скифских царей ходили легенды. «Отец истории» Геродот отмечал, что серебро и медь ими вообще не употреблялись — только золото.

Варвары знали цену золоту. С его помощью скифская, а позже и сарматская знать подчёркивала свою власть и богоизбранность. Не случайно в раскрытых в Поднепровье и Крыму царских захоронениях обнаружены сотни великолепных золотых украшений, дорогое оружие, сосуды из драгоценных металлов.

Когда скифский царь умирал, писал Геродот, его долго возили по всем дорогам, и скифы всячески выражали глубокую печаль. Затем тело царя привозили в Герры (район днепровских порогов), укладывали в могилу вместе с убитой женой, лошадьми и рабами, а над захоронением насыпали огромный курган.

Бесчисленные золотые бляшки, которые находят в богатых скифских захоронениях, изготавливались именно для погребения и не использовались в обычной жизни. Некоторые учёные предполагают, что существовала группа ремесленников-ювелиров, обслуживавших исключительно нужды заупокойного ритуала. По заказу родственников умершего они могли быстро сделать необходимые украшения.

В IV в. до н. э. в обмен на хлеб из Греции в города Северного Причерноморья, а через них к скифской аристократии текли неслыханные богатства, в том числе золотые украшения и монеты, использовавшиеся как сырьё для ювелирного производства. Многие золотые изделия из скифских и сарматских погребений выполнены греческими мастерами и их местными учениками. Поразительно искусство ювелиров, сумевших запечатлеть в золоте любимые варварами мотивы и воспроизвести в мельчайших деталях одежду и вооружение кочевников. Но скифы не только подражали античным образцам. Именно «варварский» мир породил уникальный и выразительный скифо-сибирский «звериный стиль»: невероятно динамичные изображения животных, в которых гармонично сочетаются реализм и стилизация.

 

Гребень из кургана Солоха (IV в. до н.э.)

гребень солоха

...

гребень солохи

...

В верхней части изображена битва скифских воинов. Разглядывая гребень с обеих сторон, можно получить точные сведения об одежде скифов и их вооружении. Греческий ювелир был хорошо знаком с жизнью скифов. Такие изделия создавались в мастерских Боспорского царства, где в тесном соседстве жили эллины и варвары.

 

Сосуд из кургана Куль-Оба (IV в. до н.э.)

сосуд электр

...

электр

...

Электр. Высота 13 см. Хранится в Эрмитаже.
Сосуды такой формы нередко встречаются в скифских погребениях. Они изображены на различных изделиях и, очевидно, имели ритуальное значение.

На этом сосуде изображены четыре сцены, служащих иллюстрацией к рассказу Геродота о происхождении скифских царей. Прародитель скифов Таргитай (в греческом варианте — Геракл) предназначил власть над Скифией тому из трёх своих сыновей от местной богини, кто сможет натянуть тетиву на его могучий лук. После неудачных попыток двух старших сыновей царство досталось младшему — Колаксаю, которого греки называли Скифом. «От этого Скифа произошли все скифские цари».
«Сцены врачевания» показывают травмы, полученные старшими сыновьями в результате неудачных попыток.

 

Шлем из кургана Ак-Бурун (IV в. до н.э.)

скифский золотой шлем

...

Золото. Высота 14,4 см.
Найден недалеко от г. Керчь в захоронении скифского, сарматского или меотского вождя. Изготовлен в мастерской Боспорского царства, о чем говорит девятилепестковый цветок каллы.
Хранится в Эрмитаже.

 

Фиала из кургана Солоха (IV в. до н.э.)

золотая скифская фиала

...

Золото. Диаметр 22 см. Высота 3,1 см. Хранится в Эрмитаже.
Фиалы относились к числу священных предметов. Скифы носили их на поясе. Поверхность этой фиалы покрывает 21 изображение сцен терзания хищниками копытных. Судя по стилю изображения животных, художник был греческим мастером.

 

Также в скифских курганах найдено огромное количество оружия…

золотые скифские ножны

...

Золото. Длина 54,4 см.
Одинаковые ножны были найдены в скифских царских курганах Чертомлык (Приднепровье) и Пять братьев (дельта Дона, около Елизаветовского городища).

Вверху, на боковом выступе, изображён грифон, терзающий лань.Внизу представлен ряд сцен битвы греков и варваров. Некоторые из них показаны более детально ниже. Считается, что место изготовления ножен — одна из мастерских Боспорского царства эпохи Александра Македонского.

золотой меч

...

Золото, железо. Длина рукоятки 15 см.
Парадный меч является образцом иранского искусства времени державы Ахеменидов, распавшейся под ударами войск Александра Македонского. Считается, что меч вместе с комплектом оружия из кургана Чертомлык (ножны, горит) был подарен великим полководцем скифскому царю.

золотые ножны

...

Золото, длина 43,3 см. Найден в Приднепровье на 140 лет раньше келермесского меча. Оба меча настолько похожи, что, воэможно, они были изготовлены в одной мастерской.

 

Секира (боевой топор). VII в. до н.э.

золотая секира

секира

Золото, железо. Длина 72 см. Хранится в Эрмитаже
Найдена в Келермесском кургане I. Использовалась в ритуале жертвоприношения. Показывает смешение переднеазиатских мотивов («древо жизни») с собственно скифскими (стилизованные животные с подогнутыми ногами — скифский звериный стиль).

 

Нащитная бляха в виде оленя (VII в. до н.э.)

золотая Нащитная бляха

Нащитная бляха

Золото. Длина 31,5 см..
Найдена в кургане у станицы Костромскй (Прикубанье). Место находки дало второе название памятнику — «Костромской олень». Один из шедевров искусства скифского искусства. Метко схваченный силуэт, лаконизм и обобщенность форм придают фигуре удивительную динамичность, ощущение внутренней энергии и силы.

 

Нащитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.)

Нащитная бляха золото

Нащитная бляха в виде пантеры

Золото, инкрустация. Длина 32,6 см. Келермесский курган I.
Блестящий образец скифского звериного стиля. Передана мощь и агрессивность хищника, подчеркнута острота его слуха, зрения и обоняния. Для усиления магическогй силы изображения на лапах и хвосте помещены еше 10 маленьких, свернувшихся клубком хищника — типичный мотив скифского искусства.

 

Бляха в виде хищной птицы (кон. VII — нач. VI вв. до н.э.)

золотая Бляха в виде птицы

Бляха в виде хищной птицы

Золото. 6х4,8 см.
Бляха выполнена в виде рельефной фигуры хищной птицы с раскрытыми остроконечными крыльями. В древнейшем богатом погребения скифской культуры в Приднепровье, так называемом Мельгуновском кладе, было найдено 17 массивных фигурок птиц с распущенными крыльями аналогичных этой бляхе.

 

Бляшка «Богиня в калафе» из кургана Куль-Оба (IV в. до н.э.)

золотая скифская бляшка

Бляшка "Богиня в калафе"

Золото. Высота 3,3 см. Хранится в Эрмитаже.

Богиня с калафом на голове держит в левой руке бородатую маску Силена. Некоторые исследователи считают, что это отрубленная мужская голова. Из плеч богини вырастают шеи рогатых львиноголовых грифонов, а нижняя часть её тела представлена в виде сложной пальметты с лепестками из змей, птичьих голов и грифонов.
Вероятнее всего это Апи, прародительница скифов, богиня земного и водного начала.

золотой всадник на коне

Рубрика: В мире, История | Метки: ,

Пост от shabolat

опубликовано июля 31, 2011.
Просмотров. 8 837 views Times so far.

Поиск по сайту

Навигация



http://matureamateur.us/